Ребенок сдерживает дефекацию что делать

Психологический запор у детей.

1я ситуация.
Моему ребенку 3 года. Недавно мы пошли в детский сад. С этих пор у ребенка начались запоры. Причину запора понять не могу, но я думаю, что в саду ребенок терпит, когда хочет покакать и не просится на горшок, боится или стесняется. А может, это связано с тем, что однажды он не опорожнял кишечник два дня, в результате кал вышел твердым и причинил боль при дефекации. Часто я вижу, как он хочет на горшок, но сдерживает себя, и если первый день он терпит спокойно, то на второй день жалуется на боль в животе и просит погладить животик.

Механизм возникновения психологического запора прост. Если у ребенка в этом возрасте был один или два раза болезненный стул, то после этого он может стараться задерживать его неделями или даже месяцами из страха, что боль повториться. И здесь в работу включаются естественные механизмы: если ребенок будет задерживать стул в течение 1-2 дней, то каловые массы станут твердыми, и тогда запор станет уже физиологическим.
Есть и другой механизм: мама слишком ревностно приучает ребенка к горшку, а малыш, в свою очередь начинает отстаивать свою независимость, и как может, сопротивляется маме и естественному позыву, т.е. задерживает стул, что приводит к запору.
В возрасте от 1го года до 2х лет у детей действительно часто возникают запоры, причины которых в основном психологические. Но это не значит, что ребенку не нужен осмотр педиатра и других специалистов.
С «психологическим» запором справиться можно благодаря внимательному и чуткому отношению со стороны родителей.
Прежде всего, нужно добиться мягкого стула (чтобы снять болевой симптом) и уговорить ребенка посидеть на горшке. Хвалите, поощряйте, уговаривайте малыша — важно, чтобы он «попробовал» то, к чему вы его склоняете и понял, что ему уже не больно, и запомнил это новое чувство. Не стоит оставлять ребенка одного, когда он вершит великие дела, но и заострять внимание на происходящем не надо. Лучше в этот момент отвлечь малыша игрой, загадкой, чтением и т.п., проявите фантазию.
Рекомендации.
Игры могут помочь настроить малыша на героический поступок: проигрывайте с игрушками похожие ситуации. Пусть сначала персонажи игры бояться, сопротивляются сесть на горшок, но потом достойно справляются с поставленной задачей. Ребенок наверняка и сам захочет стать для своих игрушек воспитателем, когда увидит, что любимый зайчишка отказывается играть из-за плохого самочувствия. А зайка пусть объяснит, что у него болит животик из-за того, что он боится сесть на горшочек и покакать, так как ему больно. «Воспитатель» придумывает зайке новый рацион питания и полезные упражнения (и это нужно сделать родителям на самом деле), которые помогут перебороть страх и не больно сходить на горшок. Взрослые должны внимательно прислушиваться, о чем хочет поведать в своей игре ребенок.

2я ситуация.
Ребенку 3 года, на горшок он не садиться, только по-маленькому, иногда. Сходить по-большому в туалет большая проблема: это должно происходить только в штаны, без присутствия кого-либо, за столом стоя и рисуя или на коленках возле дивана рассматривая книгу, при этом ребенок очень сжат иногда потеет. Ребенок детский сад не посещает. Его поведение всегда одинаковое, если начать говорить с ним «об этом» (предлагать сходить на горшок) все усугубляется до 3-4 дней. Приучали к горшку с 7ми месяцев, сменили несколько горшков. Родители уверены, что это психологический запор. Об этом говорит его поведение – сознательное задерживание кала и сознательное хождение только в штаны. Большой страх охватывает, что данная проблема с возрастом не исчезнет, а усугубиться.
Действительно, это проблема психологическая. В этой ситуации нужно исследовать взаимоотношения в семье и отношения каждого члена семьи к данной проблеме.
Если ребенок сознательно не отпускает из себя кал, а делает это только когда заиграется, забудется и расслабиться, это может говорить о нарушениях в отношениях привязанности. Если ребенку тревожно – он хочет все контролировать, а если уверен, что все хорошо – он расслабляется. Проблема усугубляется, так как после расслабления штанишки грязные и ему не приятно, а взрослые раздражаются и тогда он получает автоматическое подтверждение, что расслабляться нельзя. Это говорит о низкой самооценке и непринятии себя, своего внутреннего мира, своих какашек, они кажутся такими мерзкими, что отпустить их нельзя — чтобы никто не видел, что у него внутри. В дальнейшем это может привести к проблемам характера: негативизму, упрямству, к проблемам в творческом самовыражении и понимании себя и своих собственных желаний.
Рекомендации.
Лучше всего обратиться к детскому психотерапевту, работающему методом игровой терапии. Очень хорошо эта проблема прорабатывается в песочной терапии. В играх ребенок может выразить свои истинные переживания, страхи, чувства, ощущения. Проигрывание разных неблагоприятных для ребенка ситуаций в сопровождении детского психолога помогут ребенку избавиться от них и развиваться дальше гармонично.
Самостоятельно родители могут попробовать играть с ребенком полчаса в день. Основное условие игры: ребенок сам выбирает во что играть и как, а родители «идут» за ним, поддерживая любые его фантазии. Родителям понадобиться много терпения. Это должен быть длительный и постоянный процесс. Тогда со временем ребенок научиться доверять миру и расслабляться.

3я ситуация.
У моего ребенка частые запоры. Ребенок панически боится садиться на унитаз. Он рассказывает, что там живет страшный монстр, который хочет схватить его за попу и утащить к себе. Ребенку 5лет. В садике он тоже не ходит в туалет, терпит, потому что «там тоже в туалете живут монстры». До сих пор ходим на горшок. Что делать?
И эта ситуация говорит о том, что у ребенка психологический запор. Не редко дети первоначально могут бояться сесть на унитаз, так как унитаз по своей конструкции отличается от горшка. В унитазе есть сливной бачек, который шумит (неизвестный звук может развить у тревожного ребенка разные фантазии) и вода, которая смывает какашки и куда-то уносит (а может смыть и попу с ребенком). Если родители заставляют ребенка сесть на унитаз, в таком случае ребенок старается не выпустить из себя что-либо, он сознательно задерживает свои какашки, чтобы не спускать в туалете «опасную» воду.
Рекомендации.
Сначала нужно ребенку рассказать и показать конструкцию унитаза: как набирается вода в сливной бачек, как и куда по трубам уходит использованная вода (можно это изобразить на рисунке). Затем, купите игрушечный унитаз и в игровой форме проигрывайте эту ситуацию с куклами или зверями. Если нужно, обратитесь за помощью к детскому психологу.

· В норме стул у ребенка должен быть ежедневным, 1-2 раза в сутки, иногда через день без нарушения общего самочувствия. Существуют различные варианты нормы дефекации в зависимости от индивидуальных особенностей выделительной функции толстой кишки.

Что же понимают под запором?
— если консистенция кала плотная в виде сухих комочков (овечьи);
— если возникает чувство неполного опорожнения кишечника;
— если дефекация происходит два или менее раза в неделю;
— если натуживание занимает более ¼ времени акта дефекации.
Если имеют место 2 или более из этих критериев на протяжении 3х месяцев, то такое состояние можно расценивать как хронический запор.
Запор из-за накопления токсинов действует на головной мозг и в результате: туман в голове, невозможность сосредоточиться, мрачное расположение духа.
При запоре страдает и умственная работа, и жизненный оптимизм, и творческое, развитие.
Запоры у детей бывают:
— Алиментарные, вызванные неправильным питанием — это наиболее частая причина запоров во всех возрастные периоды жизни.
— Органические – это следствие врожденных аномалий развития кишечника.
— Функциональные:
1. Гипертонические или спастические – они развиваются в основном как результат нервных стрессов или повышенных учебных нагрузках, у детей-невропатов, при неврозах, болезнях желудка, желчных путей, мочеполовой системы, при дисбактериозе кишечника. При этом кал выделяется в виде сухих комочков, маленькими порциями, с болевыми ощущениями. У ребенка часто развивается боязнь горшка, и запоры принимают еще более устойчивый характер.
2. Гипотонические запоры, чаще встречаются у детей раннего возраста. При этом снижается тонус кишки и брюшной стенки и замедляется двигательная функция кишки. Такие запоры могут быть при эндокринной патологии, рахите, гипотрофии. Усугубляются такие запоры при малоподвижном образе жизни.
3. Условно-рефлекторные – возникают при подавлении естественного позыва на дефекацию. Нет времени сходить в туалет (или учительница не отпускает, когда идет урок), неприязнь чужих туалетов и др.

Психосоматические причины запора:
1. Привычка удерживать в себе негативные эмоции, страхи, подозрения, упрямство.
2. Стрессы, перевозбуждение.
3. Неумение и нежелание отпустить прошлое (сильные эмоциональные переживания).
4. Избыток накопленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться ребенок.
5. Нежелание взять на себя ответственность (у детей школьного возраста).

Когда возникают запоры у детей, обычно – это знак родителям ослабить свои излишние требования (ругают и требуют много, а хвалят и предоставляют самостоятельности мало). Ребенок может выражать протест, когда его насильно высаживают на горшок, пугают клизмами, свечами и уколами, или слишком настойчивы, чтобы ребенок ходил на горшок в одно и то ж е время. Кроме того, недостаточный эмоциональный контакт с ребенком, малоподвижный образ жизни, стеснительность самого ребенка, например, если ему внушили, что сходить по-большому – это грязно, некрасиво, неприятный запах (воняет).
! Хвалите чаще ребенка за самостоятельность, не только в том, что он сам сходил «по-большому», но и в других видах деятельности. Дайте ему больше свободы действий, возможность выплескивать эмоции в игре, больше двигаться. Ведь запоры – это еще и следствие сдерживания эмоций внутри себя, когда ребенка подавляют взрослые и не дают их выражать.
Симптомы при запорах:
1. Боли и чувство распирания в животе; облегчение наступает после дефекации или отхождения газов.
2. Вздутие живота — помимо собственных кишечных симптомов, может сопровождаться рефлекторными реакциями других органов: болями в сердце, сердцебъением и т.д.
3. Снижение аппетита, появление отрыжки воздухом, неприятный привкус во рту.
4. Снижение трудоспособности, головные боли, туман в голове, невозможность сосредоточиться, боли в мышцах тела.
5. Появление общей нервозности, подавленное настроение, плохой сон.
6. Изменение цвета кожи – бледное, часто с желтоватым оттенком.

Общие рекомендации профилактики запоров.
• Прекращение приема слабительных и клизм, которые препятствуют восстановлению дефекации (только по назначению врача).
• Активный образ жизни. Увеличить физическую нагрузку (лечебная физкультура, занятия спортом, подвижные игры и др.). Полезные физические упражнения: массаж живота по ходу часовой стрелки, втягивание и выпячивание живота, а так же заднего прохода.
• Изменить характер питания. Исключить из рациона продукты, которые зашлаковывают организм. Увеличить количество потребляемой ребенком жидкости до 1,5-2л в день. Давайте больше фруктов и овощей: капусту, морковь, кабачки, яблоки, сливы, свеклу, смородину, инжир, тыкву, виноград, орехи.
• Формируйте условный рефлекс на дефекацию у ребенка в одно и то же время. Оптимальным временем для дефекации является время после завтрака, когда максимально выражен желудочно-кишечный рефлекс. Поэтому ребенка нужно будить с учетом времени на неторопливое посещение туалета после завтрака. Благоприятная поза для очищения кишечника на корточках – на полной ступне, прижав колени к боковым поверхностям живота, «поза орла».
• Режим дня: ложиться до 22.00 и вставать до 7.00. Больше гулять на свежем воздухе. Прогулки способствуют позитивному настроению, раскрепощению, расслаблению. Пусть ребенок играет в песочнице, с мокрым и сухим песком.
• Эмоциональный контакт ребенка с родителями и близкими. Больше внимания своим детям. Как можно чаще хвалите, поощряйте, играйте с ребенком. Позволяйте ему выражать свои разные эмоции: радость, грусть, агрессию (в допустимой форме), поговорите о его страхах, снимите его тревожность. Следует уменьшить умственную нагрузку и контроль за ребенком. Не подавляйте своим авторитетом. Давайте больше свободы и самостоятельности, повышайте самооценку ребенка. Пусть ребенок проявляет инициативу.

Желаю здоровья вашим детям.
Наталья Дмитришена, семейный психолог, детский психотерапевт.

Психологический запор у ребенка может привести к большим неприятностям в здоровье и даже к госпитализации. Эта проблема чаще всего проявляется у детей 2-5 лет. Как раз в то время, когда ребенка приучают к горшку или унитазу, отдают в детский сад и выстраивают четкие правила поведения.

Что такое психологический запор у ребенка

Это понятие еще в советское время вообще не употреблялось. Считалось, что дети в возрасте 2-3 лет, которые боятся горшка, всего лишь капризничают. Это очень неправильное утверждение.

Современные психологи доказали, что состояние, когда ребенок сдерживает процесс дефекации, вырабатывается на подсознательном уровне и наказаниями можно только ухудшить состояние.

Родители должны понимать, что дети 2-5-летнего возраста имеют много страхов, потому что у них постепенно пополняется жизненный опыт разными неприятными ситуациями.

Педиатры и психологи, благодаря своему опыту и многолетнему наблюдению за малышами, пришли к некоторым выводам, которые могут объяснить возникновение психологического запора у ребенка:

  1. Малыш не смог несколько дней сходить в туалет покакать, в итоге кал затвердевает и естественная дефекация происходит с болезненными ощущениями. Иногда даже возникают в анальном отверстии трещины, которые затем долго заживают и приносят массу неудобств ребенку. Через время малыш сдерживает процесс самостоятельно, чтобы не испытывать опять таких ощущений.
  2. Ребенка приучают к горшку и при неудачных попытках наказывают его. Малыш понимает, что получает наказание за процесс дефекации, и перестает совершать его, чтобы не получить негатив от родителей.
  3. Ребенка отдают в детский сад, и коллективные «посиделки» на горшках его явно не устраивают. Он может стесняться и зажимается. В результате через несколько дней возникает психологический запор.
  4. Малыш перенес кишечную инфекцию с многочисленными поносами. Он помнит свои ощущения, когда болит живот и бурчит. А также понимает, что каждый поход на горшок отвлекал его от интересной игры. Ко всему прочему, мама очень расстраивалась от каждого очередного жидкого стула. Поэтому после выздоровления ребенок начинает сдерживать свои позывы сходить по-большому, чтобы опять не заболеть.
  5. Негативная эмоциональная обстановка в семье способствует развитию психологического запора у ребенка 4 лет. В этом возрасте малыш уже очень четко чувствует настроение родителей. Он пытается сделать все, чтобы их не расстраивать. Ребенок понимает, что во время семейных скандалов нельзя отвлекать маму, чтобы и ему не перепало. Тогда в момент позывов к дефекации он начинает активно сдерживаться.

Психологические причины запоров у детей могут способствовать развитию еще более сложных состояний. Например, следующим неприятным сюрпризом становится каломазание. Это когда ребенок немного опорожняется в трусы.

Почему возникает страх перед горшком или унитазом

Ребенок не ходит в туалет по-большому. Почему так происходит и как с этим бороться? Впервые проблемы с запорами начинаются в возрасте 2-3 лет. В этом периоде как раз активно родители начинают приучать малыша ходить по нужде на горшок.

Малыш в 2-3 года уже осознает необходимость справлять естественную нужду, но еще не до конца понимает физиологичность этого процесса. Многие малыши считают этот процесс постыдным. Конечно же, такое мнение самостоятельно выработаться не могло.

Чаще всего это означает, что в семье случаются шутки или неприятные высказывания относительно этого процесса. Бывает, что, выходя из туалета, папа получает замечание от мамы, что запах по квартире распространяется далеко не приятный. Мужчина-то может отшутиться, а ребенок на подсознательном уровне «запишет», что за поход по-большому можно получить замечание.

Часто возникают проблемы со стулом в момент, когда взрослые начинают приучать ребенка ходить на унитаз вместо горшка. Малышу кажутся опасными все эти приспособления на унитазе. И самый большой страх — это отверстие, которое уходит в никуда: «Я обязательно упаду».

Последствия запоров

Как помочь при психологическом запоре у ребенка и нужно ли это делать? Этот вопрос вертится в голове всех родителей, которые столкнулись с данной проблемой. С такой ситуацией обязательно нужно бороться, только правильными методами.

Если пустить процесс правильной естественной дефекации на самотек, то можно получить ряд проблем в дальнейшем:

  1. Кал слишком сильно затвердевает и даже при применении медикаментозных методов процесс дефекации будет проходить болезненно, что еще больше усугубит ситуацию.
  2. Если каловые массы длительное время задерживаются в организме, то начинает возникать интоксикация, что может привести к сильнейшему отравлению организма. В таком случае больницы и капельниц не избежать.
  3. У малыша практически полностью пропадает аппетит, вследствие чего он теряет стремительно в весе. Такая ситуация крайне опасна для маловесных ребятишек.
  4. Появляется неприятная отрыжка, которая оставляет, мягко говоря, ужасные ощущения во рту даже для взрослого, не говоря уже о ребенке.
  5. Постепенно у малыша нарастает апатия, он меньше играет, у него часто случаются резкие перепады настроения. Такое состояние также связано с интоксикацией.

Если проблема не решается после 6 лет, то родители могут ожидать плохой успеваемости в школе, нервозности, отсутствия нормального внимания.

Как помочь избавиться от страхов

Прежде всего, родители должны понимать, что тревожные состояния детей не проходят с помощью силы и наказаний. Они будут только усугубляться, а проблема — нарастать.

Необходимо показать ребенку, что вся семья поддерживает его и понимает детские опасения. Очень хорошо срабатывает метод со сказками. Например, мама рассказывает ребенку историю про маленькую «какуличку», которая любит гулять, а малыш ее не выпускает. Тогда она обижается и начинает обижать животик ребенка. А если малыш ее будет выпускать на улицу, то она будет доброй, и болеть он больше не будет.

Очень хорошо также помогают игры с пластилином. Во время таких занятий мышцы ребенка полностью расслабляются, он отвлекается от своих страхов и сможет легко сходить на горшок.

Чего нельзя делать?

Что делать с психологическим запором у ребенка? Многие взрослые прибегают к варианту силы и наказаний. Например, малыш не ходит в туалет по-большому больше двух дней, и родители сажают его на горшок с приказанием не вставать, пока не сходит по нужде.

Таким методом можно добиться лишь обратного результата. Ребенок еще больше будет напряжен, и страхи станут нарастать. Очень важно понимать, что если длительное время не было естественной дефекации, а затем она случилась в штанишки, то наказание не должно последовать.

Мама должна поддержать ребенка и похвалить, а только потом объяснить, что взрослые дети должны совершать этот процесс на горшок или унитаз.

Лечение с помощью диеты

Как побороть психологический запор у ребенка? Попытки наладить естественную дефекацию должны начинаться с установления режима питания. Ребенок должен есть в строго отведенные часы. Таким образом, его органы ЖКТ будут вовремя реагировать на поступление пищи, и процесс переваривания будет происходить в правильном ритме.

Также важно составить правильный рацион малыша. Чаще всего в возрасте 2-4 лет дети уже питаются практически по взрослому меню. Но не стоит забывать, что ЖКТ малыша еще не полностью сформулирован, особенно в плане выработки ферментов, и некоторые продукты могут вызывать запоры и образование большого количества газов.

Обязательные компоненты

В ежедневный рацион ребенка обязательно должны входить фрукты и овощи в нужном количестве. Детям, страдающим запорами, лучше не предлагать соки. Фрукты они должны кушать в натуральном виде и по возможности со шкуркой. В таком случае в организм попадает большое количество клетчатки, которая способствует правильной работе ЖКТ. Также важно как можно раньше отучить малыша есть пюрированную еду, иначе каловые массы формируются в недостаточном количестве.

Чего нельзя давать?

Дети, которые страдают от психологических запоров, должны быть ограничены в хлебобулочных изделиях. Потому что такая продукция — это прямой путь к проблемам с дефекацией.

Также в дни, когда случаются запоры, не нужно включать в детский рацион блюда из риса. Существует мнение, что кефир помогает избавиться от запоров. Но это не совсем так. Учеными доказано, что по количеству полезных бактерий лучше кефир не старше 1-2 дней. Но такой напиток может вызвать запоры.

Получается, что необходимо для налаживания дефекации пить кефир старше 2 дней. Значит, при покупке напитка необходимо смотреть на дату, чтобы он был не свежим. Это не значит, что нужно предлагать ребенку «просрочку», иначе можно оказаться в инфекционной больнице.

Также не стоит малышу предлагать бобовые и капусту. Эти продукты вызывают образование большого количества газов, что приведет к еще большему дискомфорту в животе.

Что полезно включить в рацион?

Имеются продукты, которые обязательно должны присутствовать в ежедневном меню малыша, который страдает психологическими запорами. Очень хорошо помогает справиться с такой проблемой свекла.

Из нее можно приготовить простое блюдо. Свеклу необходимо отварить до готовности. Затем почистить и натереть на мелкой терке. В готовую массу можно добавить в такой же консистенции маринованный огурец. Салат заправляется подсолнечным маслом и немного подсаливается.

Также хорошо влияет на перистатику кишечника чернослив. Из него можно делать компот или приобретать готовое детское пюре и предлагать ребенку на полдник.

Особое внимание необходимо уделять режиму питья малыша. Прежде всего нужно по утрам натощак предлагать ему полстакана свежей некипяченой воды. Желательно использовать бутилированную.

В течение дня ребенок должен выпить количество, равное 50 мл на 1 кг массы тела. Жидкость помогает разжижать кал и не дает ему сильно загустевать.

Медикаментозное лечение

В крайних случаях можно прибегнуть к применению лекарственных средств. Как лечить психологический запор у ребенка? По рекомендациям педиатров можно применять в таких случаях препараты, которые содержат в своем составе лактулозу.

Самым популярным на данный момент считается «Дюфалак». Он продается во флаконах или одноразовых упаковках. Сироп с приятным вкусом практически не имеет цвета. Это значит, что при изготовлении не используются красители.

Согласно инструкции по применению, «Дюфалак» детям назначают с первого месяца жизни. В первые три дня доза для детей от 1 до 6 лет должна составлять не меньше 5 мл в сутки. Затем понемногу ее можно уменьшать, пока не будет достигнут ожидаемый результат на протяжении нескольких дней, а то и недели. Детям до года дают до пяти миллилитров сиропа.

В инструкции по применению к «Дюфалаку» (для детей его назначают нередко) указано, что лактулоза не всасывается в кровь и полностью выводится с каловыми массами. Это вещество увеличивает в объеме кал, в результате чего ребенку уже трудно становится сдержаться, и происходит естественная дефекация.

Профилактика

Знаменитый педиатр доктор Комаровский советует не акцентировать внимание на процессе дефекации у ребенка. Тогда у него спадет нервное напряжение по этому поводу, и процесс постепенно сам наладится.

Доктор отмечает, что прежде всего необходимо наладить режим дня малыша. Он должен вовремя есть, спать и гулять. Комаровский советует не перекармливать малыша, чтобы органы ЖКТ работали в нормальном темпе и без чрезмерной нагрузки.

Доктор утверждает, что при достаточной активности и физической нагрузке ребенок не будет страдать запорами. По его мнению, также лучше предложить малышу кусочек яблока на перекус, а не выдавливать из него сок.

Комаровский указывает, что для лечения запоров с абсолютной безопасностью можно использовать лекарственные средства на основе лактулозы. Доктор отмечает, что организм ребенка к действующему веществу не привыкает и естественная дефекация постепенно наладится.

Что делать, если ребенок боится какать? Ответ однозначен: окружить его заботой и лаской. Для малыша нужно организовать правильное, сбалансированное питание, увеличить количество прогулок на свежем воздухе и по необходимости применять «Дюфалак» или его аналоги.

В этом случае психологическая напряженность по этому поводу спадет и у малыша, и у родителей. Постепенно процесс дефекации наладится, и в семье восстановится мир и покой.

Психологические запоры — распространенная неприятность, встречу с которой обычно связывают с началом приучения к горшку. Действительно, психологический запор у ребенка «памперсного» возраста — большая редкость. А вот после 2-х лет родители, ни разу не попавшие в эту ситуацию, могут считать себя везунчиками. Однако более старшие дети, давно освоившие горшок и даже унитаз, тоже могут испытывать такие проблемы.

Педиатры считают, что непатологические трудности с дефекацией свойственны возрасту 2-5 лет, а у 10% детей этого возраста они приобретают хронический характер.

Термин «психологический или неврогенный запор» означает нерегулярное и недостаточное опорожнение кишечника без медицинской причины на то. Позывы к дефекации есть, но ребенок изо всех сил терпит и откладывает поход по нужде. И чем дольше он терпит, тем больше негатива к туалетным процедурам вызывает у него эта ситуация. Быстро возникает замкнутый круг, который портит жизнь всем домочадцам.

Откуда берётся психологический запор?

Чтобы узнать, как лечить психологический запор у ребенка, надо определиться с механизмом формирования этого неприятного явления. В его основе может быть не только чистая психология, но также и причины физиологического характера.

  • Слишком твердый стул

Очень часто первопричиной становятся запоры обычные — из-за неправильного питания. Когда экскременты становятся слишком твердыми, они могут доставить боль ребенку.

  • Понос и боль в животе

Внезапные поносы из-за отравлений, сопровождающиеся болезненными ощущениями (о причинах боли живота у детей и первой помощи при этом, читайте здесь).

  • Стресс или дискомфорт, связанные с походом в туалетную комнату

Это может быть неправильное приучение к горшку — с принуждением и руганью. Или адаптация к детскому саду, где ребенок впервые оказывается в пугающей незнакомой обстановке.

В любом случае маленький человек приобретает негативный опыт, утверждающий его во мнении: какать — вредно. Это больно, страшно, за это ругают. А значит, в дальнейшем лучше избегать такой ситуации. Понятно, что он не может осознать последствия этого избегания.

Возможны два сценария, усугубляющие проблему:

  • Не выходя вовремя наружу, кал (снова) твердеет, образует пробку, и запор из психологического превращается в физиологический. Когда опорожнение кишечника все же происходит, оно оказывается неприятным или болезненным.
  • Если же терпения оказалось недостаточно, и кроха пачкает штанишки — его могут стыдить или ругать за это.

Достаточно нескольких циклов, и поведение закрепляется. Уговоры не помогают, бороться с психологическим запором у ребенка становится все сложней. Поэтому задача родителей: как можно раньше выявить проблемы с дефекацией, определиться, что делать, и действовать быстро.

В разном возрасте — разные причины

Если вашему малышу 2 года, и он пытается избежать походов «по-большому», скорее всего, вы переусердствовали с приучением к горшку. Таких маленьких детей нельзя ругать, если они делают свои дела в штанишки, или заставлять находится на горшке дольше, чем им того хочется. Иначе велик риск того, что они свяжут плохую реакцию именно с опорожнением кишечника, а не с его обстоятельствами. И в будущем кроха, который уже научился контролировать свои позывы, будет делать это, чтобы не расстраивать маму с папой.

В 3 года самой частой причиной запоров становится детский сад. Впервые такое длительное время приходится проводить вне дома и совсем в других санитарных условиях. Большинство детей не хотят какать в «казенном доме» и хорошо, если удается сформировать режим, по которому они будут делать это рано утром дома. Но если раньше вы просыпались поздно, малыш будет не успевать делать свои дела, а в садике может терпеть до вечера. Долгие сознательные задержки испражнения в возрасте 3 лет в конце концов приведут к хроническому запору и болям.

В возрасте 4 лет на передний план выступают проблемы с питанием. Родители начинают меньше следить за рационом, а ребенок проявляет больше собственных желаний в процессе выбора пищи. Пьет газировку и соки вместо чистой воды, питается «всухомятку». В 4 года даже однократная боль при дефекации все еще способна отбить желание вовремя ходить в туалет.

После 5 лет хронические запоры возникают редко. Так как пятилетки уже довольно сознательны и способны улавливать логическую связь между действиями и последствиями, им можно объяснить, как важно опустошать кишечник регулярно, и какую роль играет выбор пищи. Однако если проблемы были раньше, не стоит ждать, что с возрастом они пройдут сами. Малыш все еще очень остро воспринимает семейные конфликты, критику родителей, наказания, незнакомую обстановку. Также не стоит упускать из вида особенности характера: медлительные, тихие дети позже созревают.

Как лечить?

Независимо от возраста, при психологическом запоре у ребенка ответ на вопрос, как помочь, одинаков: терпение и любовь. Терпение, потому что за один день эта проблема не решается, любовь — так как залогом скорейшего успеха является доброжелательная, любящая атмосфера в доме.

Чтобы преодолеть психологический запор у ребенка, родителям надо обеспечить соблюдение двух условий туалета малыша:

  1. Отсутствие боли.
  2. Отсутствие страха.

Чтобы дефекация была всегда безболезненной, нельзя допускать затвердевания стула. Тут основополагающая роль принадлежит контролю питания.

Составляем рацион

Овощи

Давайте много овощей в сыром и приготовленном виде (без масла). Овощная клетчатка очень хорошо влияет на консистенцию каловых масс. Если ваши дети наотрез отказываются от свежих и тушеных овощей, предлагайте им овощные супы, супы-пюре или котлетки.

Сухофрукты

Такие продукты, как чернослив, инжир, курага и тыква имеют выраженное слабящее действие. Их можно есть целиком или в пюре. Компоты и соки также помогают, но их лучше пить натощак или через полчаса после пищи.

Мучное и сладкое

Сладости и выпечку, мягкий хлеб, наоборот, свести к минимуму и употреблять их только с обильным питьем.

Кисломолочное

Кисломолочные продукты полезны только в первый день приготовления, долгий срок хранения наделяет их крепящим действием.

Питьевой режим

Предлагайте ребенку воду как можно чаще и следите, чтобы он пил ее достаточно. Возможно, его заинтересуют новая красивая чашка или поильник с трубочкой.

Не забывайте, что. в туалет по-большому оптимально ходить каждый день, а допустимо — не реже, чем через день. Иначе кал станет твердым даже с правильным питанием. Следуя этим рекомендациям, вы приучите кроху к тому, что какать совсем не больно. Ведь его стул всегда будет мягким и безболезненно покинет организм.

Избавляемся от страха

Позаботившись о питании, пора переходить ко второму условию: избавлению от страха. Ведь это не менее важно, чтобы помочь ребенку при психологическом запоре. Пока малыш будет бояться, он будет терпеть. Так каким же должен быть первый шаг к выходу из этой ситуации?

Просто позвольте свершиться неизбежному. Не подгоняйте и не дергайте ребенка, если видите, что он беспокоится и чувствует позывы в туалет. Если вы уже позаботились о правильном питании, мягкий кал не сможет долго задерживаться внутри, и через некоторое время кроха будет вынужден бежать на горшок. В любом случае, сохраняйте спокойствие и позитивный настрой. Похвалите его за то, что он покакал, не заостряя внимание на способе. Ведь сейчас вам важнее, чтобы он в принципе это делал.

Обязательно проговорите вслух, что действие принесло с собой облегчение. Неприятные ощущения исчезли. Повторяйте это каждый раз, когда ребенок какает. Не переживайте, если это происходит не совсем так, как вам хотелось бы.

Формирование гигиенических привычек может произойти на год или два позже и в этом нет ничего страшного. А хронические запоры — куда более неприятны и опасны.

Окончательную победу принесет арт-терапия

Если беспокойство затягивается, и малыш никак не может расслабить мышцы, предложите ему отвлечься, занявшись чем-то интересным. Максимальный эффект имеет песок и пластилин. Поиграйте вместе с пасочками, постройте замок, покатайте шарики и колбаски. Ребенок расслабится и покакает без страха. Чтобы такая арт-терапия принесла пользу, в игре должен вести малыш. Он решает, что делать, а взрослый следует за ним, ничего не навязывая.

Между походами в туалет, находясь в хорошем настроении, можно поиграть в кукольный театр. Пусть мягкие игрушки или куклы разыграют вашу проблемную ситуацию и благополучно разрешат ее. Порадуйтесь за них сообща.

Начинайте предлагать горшок или унитаз только после того, как психологический запор исчезнет. Не давите и не настаивайте, чтобы избежать отката назад. Используйте только положительное закрепление и не сдерживайте себя, демонстрируя радость, когда ваше солнышко все-таки сделает все правильно.

Источники: http://www.mama-kengu.ru/index.php?id=360, http://fb.ru/article/401183/psihologicheskiy-zapor-u-rebenka-prichinyi-lechenie-i-profilaktika, http://vse-pro-detey.ru/psihologicheskij-zapor-u-rebenka/

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *